1 октября 2006 •

Леонид ГОЛОВАНОВ, фото автора и фирмы Porsche

Зачем?

Этот простой вопрос возник сам собой, когда уже на скорости 80 км/ч в Porsche 911 Targa с открытым люком стало шумно. Не ветрено — именно шумно.

Зачем нужна Targa, если есть Porsche 911 Carrera Cabriolet? Ответ прост, и я его знаю. Достаточно отойти от Porsche на двадцать шагов и обернуться.

Ух… Красота!

Раньше, когда Porsche официально в России не продавали, я читал отчеты с презентаций Porsche в зарубежных автожурналах с некоторым недоумением. Зачем так подробно освещать выход каждой модификации «девятьсот одиннадцатых»? К чему сокровенное знание о нюансах поведения разных Porsche 911 простому труженику лесов и полей, который последний хлеб без соли доедает, мечтая скопить на подержанный Golf?

Но теперь мы в Авторевю занимаемся тем же самым. Посмотрите: сперва — «просто» 911 Carrera/S (см. АР №12, 2004), затем кабриолет (см. АР №4, 2005), потом полноприводная 911 Carrera 4/4S (см. АР №12, 2005), «кольцевая» версия 911 GT3 (см. АР №9, 2006) и флагмански мощный 911 Turbo (см. АР №11, 2006)… Теперь вот — 911 Targa.

Пышно раскинутый веер презентаций Porsche — это знак. Это символ. Это свидетельство того, что мы с вами живем в цивилизованной стране. Вернее, в стране, заочно причисленной к ряду цивилизованных наряду с Китаем — за перспективы и бурный рост рынка. Люди из Porsche надеются, что в России должно найтись достаточное количество покупателей-гурманов и клиентов-ценителей, которые при выборе версии Porsche 911 будут учитывать мнение известных им журналистов.

Между тем все прекрасно понимают, что 95% всех проданных в России Porsche — это внедорожники Cayenne. А проблема выбора этих машин нередко сводится к одному: найти цвет под любимую сумочку. Или под любимый лак для ногтей.

Но в Porsche не делают из этого трагедии. Немцы признают: да, Cayenne — это компромиссный продукт. Но он позволяет зарабатывать хорошие деньги на будущее «настоящих» машин — таких, как Porsche 911. И вереница презентаций 911 — просто напоминание: вот ради чего существует на свете фирма Porsche. Ради «девятьсот одиннадцатой»!

Porsche 911 с «автоматом» — не для ценителей. Переключать передачи вручную рычагом нельзя…
…а клавиши на спицах руля крайне неудобны

Острый угол оконной линии и широкий хромированный молдинг — привилегия версии Targa

Правда, Targa в линейке версий Porsche 911 стоит особняком. Поближе к Кайеннам с дамочками за рулем.

Когда-то, в 60-х и 70-х, Porsche 911 Targa с мощной защитной дугой над головами седоков и со съемной панелью крыши была «безопасной» альтернативой обычным кабриолетам — настолько удачной, что название «тарга» стало нарицательным. Возьмите Chevrolet Corvette и Camaro, Datsun 280ZX, Fiat X1/9, множество моделей Ferrari — все они были таргами. Но к концу 70-х антикабриолетная истерика в США сошла на нет, и нынешние настоящие тарги можно пересчитать по пальцам одной руки — например, это Lotus Elise или Lamborghini Murcielago Roadster. А в модельной линейке Porsche 911 настоящий Cabriolet присутствует начиная с 1982 года.

Зачем же нужна тарга?

А ее и нет. Слово есть, а тарги — нет!

Вот уже десять лет как Porsche 911 Targa — не тарга. Начиная с машины серии 993 образца 1996 года под этим названием выпускается обычное купе — просто с крупным сдвижным стеклянным люком вместо цельнометаллической крыши. Такой тип кузова можно было бы назвать кабриокупе — по аналогии с древними кабриоседанами. Помните, были такие Москвичи-401 и Победы, у которых крыша была матерчатой, но боковины — обычными?

Новая Targa нынешней серии 997 точно такая же, как и ее предшественницы серий 993 и 996. От купе оставлены стальные боковины крыши (внутри которых для усиления проложены стальные трубы), а «сердцевинку» заполняет стеклянная конструкция фирмы CTS, Car Top Systems. Она крепится к кузову на 16 болтах — стальная рама и два стекла. Одно из стекол — сдвижная секция крыши, которая с помощью электропривода уползает вниз и назад по алюминиевым направляющим. А второе стекло — заднее, причем открывающееся вверх подобно багажным дверцам хэтчбеков.

Смысл?

Рекламный слоган Тарги на американском рынке — Skydriving. Небесное вождение. Едешь — а над тобой, слегка затемненное тонированным триплексом, нависает бездонное Небо. Хочешь больше Неба? Нажимаешь на кнопочку между сиденьями — и люк в крыше отползает назад, подныривая под заднее стекло. Не хочешь больше Неба? Закрываешь люк и затягиваешь его черной шторкой. Получается почти обычное купе.


На ходу Targa великолепна — как и любой Porsche 911. Но из всех версий Targa самая «мягкая» — и в разгоне, и в реакциях на повороты руля, и в скольжениях

Заманчиво?

А как красиво…

Черная крыша на красном, белом или желтом Porsche 911 — это шедеврально. Причем отличия Тарги от обычных «девятьсот одиннадцатых» призваны подчеркнуть острые углы задних треугольных боковых стекол — и широкие хромированные молдинги верхней оконной линии. Хром, пожалуй, тут лишний. Но остроугольность — вполне кстати.

Более того, отныне Porsche 911 Targa — только полноприводная, в «широком» кузове Porsche 911 Carrera 4/4S. Так что полное название обеих версий — Porsche 911 Targa 4 (3,6 л, 323 л.с.) и более мощная Porsche 911 Targa 4S (3,8 л, 355 л.с.).

Почему полный привод? Во-первых, это просто красиво — у полноприводного кузова более широкие колесные арки. Посмотрите, как они гармонируют с черной полосой крыши!

А во-вторых, это безопасно. Заноса под тягой можно не опасаться даже с отключенной системой стабилизации. Подлетаешь к виражу, провокационно резко сбрасываешь газ с одновременным поворотом руля, Targa мягко уходит в занос, но… Короткий корректирующий выпад рулем, полный газ — и через мгновение Porsche цепляется за асфальт мертвой хваткой, всеми четырьмя. Не оторвать!

Вообще-то Targa — совсем не про это. Не про заносы и не про активное вождение. А про Skydriving — про Небесное вождение. Чувствуете разницу?

Дело в том, что стеклянная крыша на Тарге серии 997 хоть и стала на 1,6 кг легче, но все равно утяжеляет полноприводную машину на 60 кг. Что самое неприятное, вся дополнительная масса сосредоточена сверху. А для конструкторов спортивного автомобиля это как нож вострый — ведь центр масс становится выше, и это здорово ухудшает управляемость.

Конечно, если за дело берутся сами волшебники из Porsche… У версии Targa стабилизаторы поперечной устойчивости сделаны пожестче, чтобы контролировать крены кузова. А амортизаторы, наоборот, «распущены» — дабы не ухудшать плавность хода.

И если Targa — ваша первая «девятьсот одиннадцатая», то ничего, кроме восторга, испытать не удастся. Фантастически «прозрачное» рулевое управление: упиваешься каждым миллиметром отклонения баранки. Уверенные полеты по автобанам, азартные атаки на апексы горных виражей. Мощный разгон — причем полноприводные Porsche 911 4 и 4S по тяге и звуку мотора различаются между собой гораздо меньше, чем заднеприводные Carrera и Carrera S. Единственное замечание: я не понимаю, как можно портить шедевр под названием Porsche 911 автоматической коробкой передач Aisin. Да, она неплохо настроена и адекватно переключается. Но волшебное «чувство мотора» исчезает напрочь! А вот перещелкивать массивную рукоятку «механики» — это не меньшее удовольствие, нежели слушать рок-вокал шестицилиндрового «оппозитника».

Но, как ни крути, Targa уступает всем остальным версиям «девятьсот одиннадцатой» и по удельной энерговооруженности (отношение мощности к массе), и по настройке шасси. Скольжения плавнее и мягче, разгон не столь увлекателен. Все остальные версии, включая заднеприводный Cabriolet, еще волшебнее, интереснее и азартнее.

Тогда чем же лучше Targa? Только дизайном?

Именно так. Потому что с Небесным вождением — большие проблемы. Откроешь люк — и обзор во внутрисалонном зеркале заднего вида исчезает напрочь, затмеваемый «сэндвичем» из тонированных стекол. Причем кинематика люка такова, что его нижняя кромка еще и разрезает вид в зеркале пополам.

На пороге Тарги — дополнительная кнопка открывания заднего стекла
Люк и его шторка управляются кнопкой между сиденьями
Если люк закрыт, заднее стекло можно поднять, облегчив доступ к нише емкостью 230 л за сиденьями
Люк площадью 0,45 кв. м открывается только вниз и назад, уползая под заднее стекло и катастрофически ухудшая обзор во внутрисалонном зеркале

Зато над головой… Просто люк. Самый дорогой в мире — ведь Targa стоит ровно на 10 тысяч евро больше аналогичного полноприводного купе. Да, люк большой. Но, несмотря на все ухищрения спецов Porsche по аэродинамике, воздух в открытом прямоугольном проеме все равно шумит сильно — начиная с 80 км/ч это уже напрягает, а на автобане и вовсе мешает общаться со спутником. Открытый 911 Cabriolet тише! Уж не говоря про Небесное вождение, которое в кабриолете становится действительно небесным.

Так что единственное преимущество Тарги — это откидное заднее стекло. Неоценимая штука для дамы, которая выходит к своему Porsche из шопинг-молла с пакетами в руках — их можно бросить прямо в салон через стекло. Но… только если закрыт люк. Если он открыт, электроника блокирует замок заднего стекла.

Словом, нынешняя Targa — это автомобиль из той же серии, что и Cayenne. Гламур, престиж, роскошь. Или, как говорили в старину, — шик, блеск, красота.

А теперь самое главное: зачем это сокровенное знание читателям Авторевю?

Это должен знать каждый. Каждый истинный любитель настоящих автомобилей. Потому что Porsche 911 — это идеал. К этой сияющей вершине стоит тянуться всем, вне зависимости от возраста и текущей толщины кошелька. Даже мы в Авторевю поняли это только недавно — когда Россию заочно приняли в клуб цивилизованных держав, чьи журналисты отслеживают каждый нюанс линейки 911. И поняли это только потому, что до этого поездили почти на всех других машинах, включая суперкары.

Так вот — мечтайте о Porsche 911 и вы. Только не о Тарге! Оправданием этой покупки может служить одно: если через лет этак 20 вы будете искать подержанный полноприводный Porsche 911 и тут вам подвернется именно Targa 4 или 4S — в удивительно хорошем состоянии. Вы полезете в подшивку Авторевю, найдете эту статью, повздыхаете… И купите. Потому что обстоятельства в данном случае сильнее вас.

А во всех остальных случаях — или Carrera S, или Carrera 4/4S, уж не говоря про Turbo. Но не Targa! Тем более что на самом деле она вовсе не тарга. А так, одно название…

 

Паспортные данные
Автомобиль Porsche 911
Модель Targa 4 Carrera 4 Targa 4S Carrera 4S
Тип кузова купе купе купе купе
Число мест 2+2 2+2 2+2 2+2
Объем багажника, л 105 105 105 105
Снаряженная масса, кг 1510 (1550)* 1450 (1490) 1535 (1575) 1475 (1515)
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском топлива
Расположение сзади, продольно сзади, продольно
Число и расположение цилиндров 6, оппозитно 6, оппозитно
Рабочий объем, см3 3596 3824
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 96,0/82,8 99,0/82,8
Степень сжатия 11,3:1 11,8:1
Число клапанов 24 24
Максимальная мощность, л.с./кВт/об/мин 325/239/6800 355/261/6600
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин 370/4250 400/4600
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 5-ступенчатая, Tiptronic S)
Привод полный полный
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson, со стабилизатором
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная, со стабилизатором
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Шины передние 235/40 ZR18 235/35 ZR19
Шины задние 295/35 ZR18 305/30 ZR19
Максимальная скорость, км/ч 280 (275) 288 (280)
Время разгона 0—100 км/ч, с 5,3 (5,8) 5,1 (5,6) 4,9 (5,4) 4,8 (5,3)
Расход топлива, л/100 км 5,3 (5,8) 4,9 (5,4)
городской цикл 16,6 (17,4) 17,5 (18,0)
загородный цикл 8,4 (8,6) 8,5 (8,6)
смешанный цикл 11,3 (11,6) 11,8 (11,9)
Емкость топливного бака, л 67 67
Топливо бензин АИ-98 бензин АИ-98
* Данные в скобках — для версий с автоматической пятиступенчатой коробкой передач (Tiptronic S)

Имя собственное

Porsche 911 Targa была представлена публике на Франкфуртском автосалоне 1965 года — через два года после аналогичного дебюта модели 901 (позже превратившейся в 911) и почти через год после начала серийного выпуска «девятьсот одиннадцатых». От жесткого кузова была оставлена широкая дуга безопасности, к которой сверху крепилась черная виниловая секция крыши, а сзади пристегивалась мягкая секция с целлулоидным окошком. Дуга, по решению главного конструктора, младшего Ферри «Бутци» Порше, была отделана нержавеющей сталью.

Название Targa напоминало о многочисленных победах Porsche в сумасшедшем горном ралли Targa Florio на Сицилии. Кроме того, итальянское слово targa обозначает табличку, номер или наградной щит — такой наградой для владельца Тарги был съемный виниловый верх, который прятался в багажник. «Полуоткрытый» кузов с развитой дугой безопасности позволял убить сразу двух зайцев: уберечь седоков при опрокидывании и увеличить жесткость кузова.

Кстати, первым автомобилем с жесткой дугой за сиденьями и съемной секцией крыши был английский двухместный Triumph TR4 образца 1961 года. Но именно Targa дала название этому классу машин, и со временем итальянское слово стало именем нарицательным. В специализированной прессе такой тип кузова носил название targa top или coupe targa.

Серийный выпуск Тарг с двухлитровым шестицилиндровым «оппозитником» начался в декабре 1966 года. В Германии Targa была дороже купе на 1400 немецких марок. Параллельно продавалась и 912 Targa — с четырехцилиндровым «оппозитником» объемом 1,6 л от старой модели Porsche 356. Интересно, что для Porsche 911/912 уже тогда предлагали такую редкую в те времена опцию, как кондиционер Delanair, — в Штатах его установка стоила $588, примерно 10% от тогдашней цены машины. А Porsche с кузовом купе можно было заказать со сдвижным электрифицированным люком.

Первый Porsche 911 Targa образца 1967 года — настоящая тарга с отстегивающимся задним чехлом и съемным виниловым верхом
Последняя настоящая Targa серии 964 с жестким задним стеклом и съемным верхом выпускалась с 1989 по 1993 год
А следующая Targa серии 993 (1996—1998) и ее преемница серии 996 (на фото справа) с моторами водяного охлаждения (2002—2005) были уже не таргами — это купе со сдвижным люком

В 1968 году, опять-таки по заказу, Targa стала оснащаться жестким задним стеклом с электрообогревом — эта опция стала настолько популярной, что от мягкого чехла быстро отказались. Два последующих поколения Тарг были такими же — последняя Targa с кузовом тарга выпущена в 1994 году в серии 964. А Тарги трех последних серий — 993, 996 и 997 — купе с крупным сдвижным стеклянным люком.

Причем производители настоящих тарг вроде Lotus Elise или Lamborghini Murcielago Roadster не имеют права применять это название. В начале 90-х годов людей из Porsche перестал устраивать «вольный» статус слова targa — например, Nissan щеголял им в рекламе своих Z-каров. И в результате адвокатских боев название Targa было законодательно закреплено за Porsche — как торговая марка. Как говорится, Бог дал — Бог и взял...

Источник: АвтоРЕВЮ