Сохраняем спокойствие за рулем суперкара Porsche 918 Spyder
17 декабря 2013
Российские цены обозначены в инвалюте: от 991 300 евро за обычный Spyder и от 1 082 300 — за облегчённый, с пакетом Weissach. То есть рост курса на рубль удорожает машину разом на миллион.
Сейчас меня стошнит... Чудовищные втормаживания «на ушах», борьба с машиной в затяжных дугах и безумные ускорения, от которых щекотно внутри. Автомобиль жаждет крови. Скользит, упирается, рвётся из рук. Не узнать Porsche 911 Turbo S! Был душкой у нас на тесте, а тут просто монстр какой-то… Это я подсел пассажиром к заводскому тест-пилоту Тимо Клюку, чтобы познакомиться с треком — автодромом имени Рикардо Тормо близ Валенсии. В каждом повороте точными импульсами Тимо будто душит оборотня. Turbo повинуется и укрощённый устремляется к следующей связке.
При этом на хвосте у нас висит Porsche 918 Spyder. Взял со старта небольшую дистанцию и держит — хоть верёвку натягивай и суши промокшую рубашку. Господи, что ж за люди тут собрались? Это Крис Харрис сзади, ведущий YouTube-канала /drive. Ну, допустим, Крис гонщик-любитель, выступает и в кубке Porsche, и в гонках на выносливость, и в ралли… Но я вижу, что и другие журналисты держатся за инструкторскими «турбаками» с минимальным отрывом. Все, что ли, гонщики?
Вот и меня торопят на трек. Дайте присидеться, осмотреться! Углепластик, кожа, качественная фурнитура... Баранка регулируется только по вылету. Очень плотный ковш собирает плечи в положение перманентного удивления. Поворот ключа не приводит к зажиганию в цилиндрах, загорается только надпись Ready на приборной панели. Забавный нефиксируемый рычажок справа от руля — вниз, в Drive, стояночный тормоз выключен... Сипя двумя электродвигателями и сердито барабаня камушками по аркам, Porsche покидает пит-лейн.
Передний электромотор, соединённый с колёсами понижающим редуктором, — высокооборотистый. Поэтому голосом в режиме Е-mode Porsche напоминает скорее автомобиль с маленькой газовой турбинкой, нежели троллейбус. Второй электродвигатель приводит заднюю ось через преселективную коробку PDK. Суммарную тягу в 585 Н•м электромоторы выдают с первого же оборота роторов, поэтому Spyder демонстрирует отменную приёмистость. Но пик момента приходится на 2000–3500 об/мин, и разгон довольно быстро блекнет, отклики притупляются.
Пристрелочный круг — чисто электрический. Сразу замечаешь, что акселератор у 918-го — только акселератор. Если бросаешь педаль, машина продолжает катиться, как обычный автомобиль, а не клюёт носом подобно электрокарам. Скоростной среднемоторной машине ни к чему резкое перераспределение массы на переднюю ось. Да, по дорогам общего пользования приятнее ездить в одну педаль, но Porsche 918 — всё-таки гибрид. Запас хода на батарее не превышает 30 км. Лучше не отвыкать пользоваться тормозами.
Когда жмёшь на левую педаль, первые 0,5 g замедления обеспечиваются именно электродвигателями, затем в работу вступает гидравлика. В боевом режиме переход от рекуперативного торможения к обычному едва ощутим, поскольку ты постоянно тормозишь жёстко в пол. А вот на загородной дорожке я пару раз чуть не въехал в задний бампер провожатому — не додавливаю.
Пока движешься по треку на батарее, можно вообще не пользоваться тормозами. Скорость невелика, а запас по сцеплению в поворотах безумен. Клюк впереди притормаживает перед шпилькой, а я в том же месте просто поворачиваю руль. Spyder прокатывает дугу, как по рельсам.
Набираем ход — и 286 сил уже мало. Стоит продавить акселератор чуть глубже, преодолеть промежуточную ступеньку по усилию, как за спиной взрёвывает V-образная «восьмёрка» 4.6. Она подхватывает с полуслова, ведь они с задним электромотором смонтированы последовательно и синхронизированы. Всегда в унисон — откуда придётся и до 9150 об/мин. Перевёрнутый вверх ногами семиступенчатый «робот» подпихивает повышенные передачи с агрессивным рывком.
Под полной нагрузкой голос у Porsche сухой, резкий и очень громкий. Выхлопная труба торчит прямо за головой. Разгон на удивление линеен. Скорость прибывает стремительно, но если честно, я ждал большего от автомобиля за миллион евро. Ждал эффекта сорванного гидранта, трансформации пространства, потери сознания… В действительности ускорение даже менее драматично, чем у Turbo. Тот буквально катапультируется с места, а Spyder тратит часть первого импульса на пробуксовку, поскольку на передние колёса приходится существенно меньше момента. Кстати, нам запретили использовать лонч-контроль, просто я узнал об этом, когда было уже поздно.
Несмотря на широкий рабочий диапазон, нужно иногда позволить Porsche провалиться по оборотам, чтобы почувствовать, как мощно Spyder отталкивается от медленных поворотов. Сёрфинг на моменте требует внимания, но если угадал с передачей, встаёшь на волну в тысячу с лишним ньютон-метров. Видишь на дисплее слово «boost» и подспудно ждёшь какого-то толчка на верхах, ещё одной ступеньки к счастью, развития. Второго дыхания, как на хондовских «четвёрках» с системой VTEС… Но кривая мощности гладкая, будто ледяная горка. Porsche ровно дотягивает до верхней ноты и, молниеносно сыграв сцеплениями, отбрасывает флуоресцентную стрелку тахометра к отметке «7000».
Второй пристрелочный круг позади — и завертелось. Вижу перед собой корму танцующего в закатных лучах Turbo, разглядываю синее пламя на конфорках выхлопных патрубков, вдыхаю сизый дым горящих в скольжении шин Pirelli… И никуда Тимо не отпускаю. Наблюдаю за аттракционом Клюка, можно сказать, из комфортного углепластикового кресла личной VIP-ложи. Из-за тонкого, облегчённого стекла с единственным дворником. Не то чтобы с попкорном в руках, но каких-то особых усилий не прилагаю. А уж я-то точно не гонщик. Вот за что берут миллион: за возможность почувствовать себя немного Клюком.
У «девятьсот восемнадцатого» точно такие же тормоза, как у Turbo, а весит Spyder вместе со мной под 1750 кг, однако ж он перетормаживает более лёгкий «девятьсот одиннадцатый» в каждом повороте — новый полуслик Michelin фееричен! На автодроме Тормо есть и небольшой перепад высот, и ходовые дуги с отрицательным поперечным уклоном. Но «девятьсот восемнадцатый» везде одинаково стабилен, он будто врастает в асфальт. Магия прижимной силы! Практически не кренится и превосходно маскирует массу, лишь обозначая недостаточную поворачиваемость. Может вдруг резко вильнуть хвостом, но только при сильной загрузке передка или чересчур резком открытии дросселя. При этом Spyder позволяет поправиться прежде, чем задействует систему стабилизации.
Вообще я могу самым безбожным образом переврать траекторию на выходе, но в разгоне всё равно утыкаюсь Клюку в спину. Это уже даже не Race, а самый производительный режим Hot lap, который активируется очень красной кнопкой. Пиковая мощность — 887 л.с.! Умопомрачительному Turbo нечего противопоставить. Впрочем, он тут как раз для того, чтобы сдерживать Spyder...
Руль острый: два с четвертью оборота от упора до упора. При этом в откликах на управляющие действия нет ни задержек, ни нервозности. Потрясающий баланс. Немцы блестяще подобрали углы установки колёс и геометрию рулевой трапеции, чётко настроили привод поворота задних колёс.
Полноуправляемость тут реализована точь-в-точь как на Turbo. И электроусилитель у них одинаковый, хотя ощущение от него совершенно иное. Усилие на руле схожее, а качество обратной связи у Спайдера выше. Разница примерно такая же, как если сперва вкручивать шуруп отвёрткой, а потом взяться за него рукой. Ну пусть не голой рукой, а в плотной гоночной перчатке — всё-таки привод не столь прозрачен, как если бы усилителя не было вовсе. Но очень близко.
Впрочем, для полугоночной машины обратная связь не так важна, как ясность откликов, ведь спортсмены, в отличие от журналистов, понимают машину не руками, а задницей. И Spyder уже на конструктивном уровне — образец отзывчивости. Алюминиевые подвески, закреплённые на монококе и задней пространственной раме из углепластика, собраны не на резино-металлических сайлент-блоках, а на простых литых шарнирах, как принято в большом спорте. В результате жёсткость на кручение всей конструкции почти так же высока, как у наипрочнейшего кузова Каймана — 40 000 Н•м. И это с открытой крышей!
Немцы смеются: у Porsche 918 нет эластокинематики — только кинематика. По управляемости Spyder настолько близок к гоночной технике, насколько только позволено дорожному автомобилю. Но и трясёт изрядно. С одной стороны, машина сохраняет контакт, даже если тормозишь на гребёнке поребрика. С другой — за пределами автодрома адаптивные амортизаторы Bilstein чересчур внимательны к неровностям. И всё же это Porsche: к микропрофилю не придирается, а если если скорость велика, может и что покрупнее не заметить.
В гражданских режимах подводят шины. Температура падает, полуслик стынет, на дороге появляется пыль — и вот уже в очередном повороте Porsche опасно поскальзывается и метит подбородком в отбойник. Снос! Сразу испаряется напускная лёгкость, приходит понимание реальной массы Спайдера и связанной с этим ответственности. Немцы предупреждают, что полуслик с символическим протектором грешит также ранним аквапланированием, и называют Spyder сугубо летним автомобилем. Зимней обуви у Porsche 918 никогда не будет.
Шины, между прочим, были отправной точкой в жизни 918-го. Самым первым прототипом программы считается стоковая Carrera GT, обутая в опытный Michelin. Тогда, в 2009 году, испытатели были поражены тому, как трансформировался характер автомобиля, как расширились его возможности… Кстати, побочным продуктом проекта 918 стал выпуск новых, одобренных Porsche шин для десятицилиндровой Карреры. Была ли в них обута машина, в которой погиб Пол Уокер?
Именно короткая поездка по дорогам общего пользования придаёт испанскому тест-драйву необходимую событийность. Только так можно понять, насколько всё-таки быстр Spyder и до чего он особенный. На шоссе ты видишь, что электротяги вполне достаточно, а на тихих серпантинах, которые преодолеваются в полпедали, атмосферная «восьмёрка» демонстрирует глубокое горловое бульканье. Мурашки по коже... Не важно, как далеко ты отпускаешь от себя трафик, — через пять секунд снова висишь у кого-то на бампере. Spyder — ужас, летящий на крыльях, он превращает Панамеру Turbo в хот-хэтч… Может, я и равнодушен к внешности Porsche, но невольно завожусь, когда прохожие машут руками, молодёжь улюлюкает, проезжие останавливаются, чтобы сфотографироваться… Такая удача встретить Spyder — их ведь будет всего 918.
В свою очередь автодром, кишащий такими же Спайдерами и «девятьсот одиннадцатыми», — поле искажённой реальности. Здесь, вместо того чтобы трепетать и впитывать мгновения, я думаю о том, что с удовольствием поменялся бы местами с Тимо и промчал бы на его «турбаке». Или вон поодаль стоит новый GT3 — ноги сами к нему несут... Как инженерный проект Porsche 918 — шедевр и выглядит безупречно. Тем не менее нет в этой машине шарма, свойственного серийным Porsche.
Невзирая на скорость и внушительный вид, я не считаю Spyder харизматиком. Но я глубоко уважаю его, как проявление заботы Porsche о квалифицированных кадрах. Машина создана талантливой группой, наполовину состоящей из инженеров отделения Porsche Motorsport. Оттуда же и руководство проекта. Эти специалисты — очень ценный ресурс, пусть отдачу от их работы сложно посчитать напрямую. В отсутствие мощной спортивной программы в отделе, расположенном во Флахте, начинается текучка, компенсировать которую невероятно сложно. Потерять такой персонал для Porsche — всё равно что повредить ДНК.
Поэтому если на дворе кризис, если компания играет на бирже или меняет хозяев (то есть на большой спорт денег нет), нужны такие проекты, как Porsche 918 Spyder. Люди заняты, а продукт отобьёт хотя бы миллиард. Так же в своё время родилась предшественница Спайдера, Carrera GT. В конце 1990-х, после ухода из Ле-Мана, нужно было загрузить Porsche Motorsport. В итоге Carrera GT и омологационная версия 911 GT3 помогли «спортсменам» дотянуть до лучших времён, реформировать структуру и запустить RS Spyder в классе LMP2. Сегодня Porsche 918 — их взнос за билет в LMP1.
Темп работы спортивных инженеров, по их собственному признанию, порой ошарашивает коллег, занятых серийными машинами. В отделении Porsche Motorsport многое решается методом тыка, быстро создаются опытные образцы, их отдают поставщикам в производство, бракуют, заказывают новое… В спорте вообще всё подчинено единственной цели — быть быстрее остальных. Поэтому рекорд Нюрбургринга — закономерность. Иначе просто не могло быть. Жаль, никто не вспомнил английскую поговорку: Everyone wants a race car till they drive one. Все мечтают о гоночной машине, пока не прокатятся. Современная спортивная техника, к сожалению, — это очень сухая проза. Для halo-кара, автомобиля-символа, Porsche 918 чересчур функционален и холоден. Если это и стихи, то записанные двоичным кодом.
Даже Carrera GT, несмотря на конструктивную близость со Спайдером, мне видится более одушевлённой. Она была страшненькой, не могла похвастаться такой проработкой деталей или столь совершенной электроникой, как у Спайдера. Зато у неё была «механика» с непослушным карбонокерамическим сцеплением, был задний привод без системы стабилизации и двигатель V10, созданный в рамках нереализованной формульной программы. Для владельца это был в большей степени автомобиль-вызов, автомобиль-угроза, нежели автомобиль-инструмент. Но в том-то и кайф! За рулём предшественницы я даже близко не подобрался бы к скорости, доступной за рулём Спайдера. Но значит ли это, что я получил бы меньше удовольствия?
В отличие от Карреры GT, апеллировавшей к простым человеческим чувствам, в отличие от любого серийного Porsche влюбиться в Spyder по-настоящему может только гонщик. Ибо, как сказал Ричард Этвуд, выигравший Ле-Ман в 1970-м на прототипе Porsche 917, любимая машина гонщика та, что привозит остальным секунду с круга и делает работу легче. Мудрый старик. Спросите, например, Клюка о Каррере GT — он только головой покачает: незачем вспоминать, когда Porsche 918 Spyder на полминуты быстрее на Нордшляйфе.
Паспортные данные
Модель | Porsche 918 Spyder | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | спайдер | |
Число дверей/мест | 2/2 | |
Длина, мм | 4643 | |
Ширина, мм | 1940 | |
Высота, мм | 1167 | |
Колёсная база, мм | 2730 | |
Колея передняя/задняя, мм | 1664/1612 | |
Снаряжённая масса, кг | 1674 (1634)* | |
Объём багажника, л | 110 | |
ДВС | ||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива | |
Расположение | в базе, продольно | |
Число и расположение цилиндров | 8, V-образно | |
Число клапанов | 32 | |
Рабочий объём, см³ | 4593 | |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 608/8700 | |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 540/6700 | |
Передний электродвигатель | ||
Тип | синхронный | |
Расположение | поперечно | |
Макс. мощность, кВт/л.с. | 95/129 | |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 210/0–3500 | |
Задний электродвигатель | ||
Тип | синхронный | |
Расположение | продольно | |
Макс. мощность, кВт/л.с. | 115/156 | |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 375/0–2000 | |
Тяговая батарея | ||
Тип | литиево-ионная | |
Напряжение, В | 385 | |
Ёмкость, кВт•ч | 6,8 | |
Масса, кг | 138 | |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | роботизированная семиступенчатая | |
Привод | полный | |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, двухрычажная | |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | |
Передние тормоза | дисковые перфорированные | |
Задние тормоза | дисковые перфорированные | |
Шины передние/задние | 265/35 ZR20 / 325/30 ZR21 | |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 345 | |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 2,6 | |
Время разгона с 0 до 200 км/ч, с | 7,3 (7,2) | |
Время разгона с 0 до 300 км/ч, с | 20,9 (19,9) | |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | нет данных | |
— загородный цикл | нет данных | |
— смешанный цикл | 3,1** (3,0) | |
Норма токсичности | Евро-5 | |
Ёмкость топливного бака, л | 70 | |
Топливо | АИ-98 | |
* В скобках указаны данные для версии с пакетом Weissach. | ||
** По стандарту NEDC. |
Техника
Источник: DRIVE.ru